Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Социальная незащищенность характеризуется отсутствием недостаточной родительской опеки. Социальная незащищенность может включить также недостаточность физической заботы, ограниченный эмоциональный отклик, отсутствие контроля и отказ от необходимой медицинской помощи. При рассмотрении детской безнадзорности следует также обратить внимание на эмоциональное пренебрежение. Эмоциональное невежество включает эмоциональную депривацию, когда ребенком пренебрегают, он испытывает чувство неуверенности, изолированности, отторжения и так далее. Незащищенные дети обычно характеризуются низким чувством ответственности, безразличием к окружающей среде, отсутствием интереса к событиям и так далее.
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличении числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.
Часть факторов социального риска влияет довольно стабильно и постоянно, другая часть с течением времени усиливает либо ослабляет свое влияние. Так, исследования разных времен показывают, что довольно стабильно среди семей подростков-правонарушителей поддерживается соотношение семей с низким прожиточным уровнем и составляет примерно 40%.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается негативное влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, эмоциональной близости и стабильности, значительно больше шансов воспитания нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.
Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатные по всей России.
Работа по ранней диагностике и сохранению ребенка в кризисной семье – одно из самых приоритетных направлений в работе. Ежегодно с началом учебного года проводится работа по выявлению детей из социально- неблагополучных семей.
От инспектора ОДН, специалистов отдела опеки, врача педиатра закрепленного за школой, получаем информацию по данному вопросу.
В школе проводится работа по составлению социального паспорта. Классные руководители изучают категорию семей и изменения, произошедшие за истекший период. Проводится мониторинг социально-психолого-медицинских проблем.В первых классах традиционно проходится игры на знакомство. Дети отвечают на одинаковые вопросы дающие понять о жизни ребенка в своей семье. Опасения могут вызвать, например такие ответы: 10 кошек, мечта о торте, а также неопрятный вид. На все это учителю необходимо обращать внимание. На родительских собраниях, лекториях проходят беседы, которые проводит социальный педагог, психолог. Проговариваются вопросы, звучат просьбы - сигнализировать о негативных изменениях, происходящих в семьях, сообщать о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также нарушениях прав и интересов ребенка.
После выявления такие семьи рассматриваются на вопрос неблагополучия.
Главный вопрос, станет ли семья нести угрозу ребенку? Или это семья с низким качеством детско-родительских отношений. Наша задача за один год активной работы семья должна стать социально- адаптированной. На ранних стадиях это действительно возможно. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный план, который содержит в себе несколько этапов. С родителями оговариваются конкретные сроки устройства на работу, Ликвидация антисанитарии, оформление пособий, пенсий и т.д. В нашей школе работает социально-психолого-редагогическая служба, в составе которой два социальных педагога, психолог. Специалисты с большим опытом работы, любящие свое дело.
В данном направлении социально-психолого-педагогической службой проводится следующая работа:
- Контроль за обучением и посещением учебных занятий, участие в коллективно-творческой деятельности;
- Организация помощи в учебе неуспевающим учащимся;
- Проводятся консультации: педагогическая, медицинская, психологическая, юридическая;
- Оказание социальной помощи;
- Содействие в устройстве и контроль занятости ребенка в кружках, секциях;
- Каникулярная занятость учащихся в первую очередь из семей находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится под особым контролем;
- Организация работы по учету детей на микроучастке школы;
- Учет и контроль устройства выбывших, прибывших учащихся;
- Проведение тематических родительских собраний;
- Проведение дня правовой помощи;
- Акция телефон доверия;
Подключаются различные службы. Наша школа активно сотрудничает с «Комплексным центром социального обслуживания населения Мыза». Центр предоставляет семьям возможность получения различных видов социальной поддержки: это социально-бытовые услуги, социально-медицинские, реабилитационные, психологические, правовые, консультативные и другие виды услуг.
В школе работает программа «Семья и школа», которая способствует созданию условий для укрепления и повышения престижа и роли семейного воспитания. Социальный проект «Школа классного руководителя», позволяет создать «Школу» классного руководителя, в рамках которой будет проходить систематическая подготовка учителя по направлениям педагогики, психологии, овладения навыками информационных технологий, социального проектирования, организована работа по обмену опытом работы в данном направлении.
Это способствует повышению профессиональной грамотности, формирование навыков проектирования своей деятельности, развитие социальной ответственности и мотивации к своей деятельности.
В ходе проведения системной работы выявляются семьи, которые подлежат контролю задолго до прихода в школу, а придя к нам мы, готовы окружить заботой, вниманием и защитой наших детей.